ФАС - закон О рекламе не распространяется на YouTube

Законодательство >> 27.11.2018

Действие российского закона "О рекламе" не распространяется на ресурсы, которые находятся вне российского сегмента интернета (не в доменных зонах .ru, .su и .рф), даже если эти ресурсы по факту работают на российскую аудиторию. Таким образом, существует возможность обходить ограничения российского законодательства.

В ответе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) ассоциации "Интернет-видео", куда входят онлайн-кинотеатры Megogo, Amediateka, ivi.ru, TVZavr, и TV1000Pla, констатируется, что ФАС не уполномочен следить за соблюдением закона о рекламе вне рунета. Ответ ФАС, который цитирует РБК, подписан заместителем главы антимонопольной службы Андреем Кашеваровым.

Онлайн-кинотеатры в своем обращении в ФАС жаловались на то, что YouTube размещает рекламу, адресованную русскоязычному потребителю, но запрещенную законодательством РФ. Так, в частности, законодательные ограничения обходят онлайн-казино AdmiralX и Azino777. Напомним, российский закон "О рекламе" запрещает рекламу азартных игр в интернете. Штраф для юридических лиц, нарушающих этот запрет, достигает 500 тыс. рублей.

По данным Mediascope, Azino777 по итогам 2017 года даже попало в список крупнейших рекламодателей на российском рынке онлайн-видео и заняло 14-е место. Десять участников этого списка - розничные бренды, которые известны как крупнейшие рекламодатели и на ТВ. Интернет-компаний в топе онлайн-рекламодателей только четыре - Mail.ru Group, Google, Yandex и Azino777.

В прошлом году рекламный ролик онлайн-казино с рэпером Витей АК-47 обошел по количеству просмотров рекламные видео Coca-Cola и Yandex. Сайт самого онлайн-казино в черном списке и блокируется Роскомнадзором.


Генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин считает, что необходимые полномочия для решения вопроса у российских надзорных органов имеются. Бырдин обращает внимание на то, что игорный бизнес установил взаимовыгодные контакты и с нарушителями авторских прав. По данным главы ассоциации "Интернет-видео", онлайн-казино размещают свою рекламу на ресурсах с пиратским контентом, которые привлекают огромную аудиторию. В результате казино успешно решают проблему ограничения трафика в России, перенаправляя пользователей на свои "зеркала", которые еще не заблокированы. Гендиректор ассоциации "Интернет-видео" не исключает, что организации стоит самой подключаться и мониторить ситуацию с обходом российского законодательства о рекламе, направлять по всем случаям обращения в Роскомнадзор с требованиями включать нарушителей и их "зеркала" в реестр запрещенной информации.

В это время именно в сегменте онлайн-видеорекламы фиксируется самый быстрый рост российского рекламного рынка. Mediascope сообщил о росте общего числа просмотров видеорекламы на десктопе в январе 2018 года в 1,6 раза к январю 2017-го. Компания Zenith оценивает прошлогоднюю динамику рынка в 20%, а объем по итогам 2017 года почти в 7,9 млрд рублей. НСК прогнозирует рост объема рынка видеорекламы в нынешнем году до 9,8 млрд рублей. При этом количество рекламодателей почти не растет, но все участники увеличивают объемы размещения, поясняют в Mediascope.

В прошлом году онлайн-ресурсы, которые специализируются на видеоконтенте, в том числе сайты телеканалов, собрали 62% всех просмотров видеорекламы. Еще 16% просмотрено в социальных сетях, 12% - на порталах и новостных сайтах.